Скала Красный Камень (Уфалей, Коркодин)

"Красный" у русского народа означало "красивый", но не в этот раз. Красотой эти скалы вроде не блещут, а название получили, скорее всего, за оттенок камней, из которых состоят. Он не ярко выражен, но просматривается. Хотя видели мы и поярче, например, скалы "Розовый замок" на горе Юрма. Вообще, скал с названием "Красный Камень" в России множество, даже в Уфалее есть, прямо возле вокзала, а именно эти находятся недалеко от станции Коркодин на Уфалейском хребте.

Я давно знал про этот Красный Камень, что путь туда неблизкий, и туристы толпами там не ходят. Но все никак не попадал в эти места по разным причинам. Однажды только, много лет назад, ходил на плотину заброшенную недалеко от Коркодина, и места эти мне запомнились своей глушью и обилием животных, особенно копытных. И вот, наконец, пришло время мне увидеть эти скалы своими глазами.

Я подготовил маршрут, куда включил кроме Красного Камня еще скалы Мшистые в паре километров от него, и лесную избушку "Усадьба Ермака", о которой слышал от других путешественников. Скалы Мшистые - это пока неофициальное название, но я надеюсь приживется, почти все камни мхом заросли. Ну, и так как я фотограф, мне хотелось сделать снимки этих скал, а всем известно, что фотографировать скалы лучше всего весной, пока нет листвы на окрестных деревьях, так лучше видно.

Забегая вперед, скажу, что Красный Камень высотой и интересными формами не отличается, метров 30, а вид с него частично скрыт елками и березами, которые возвышаются над вершиной. Лично мне больше понравилась сама дорога, а то что случилось на второй день, и вовсе было для нас за гранью. Да еще весной эти края - настоящее царство клещей, за день сняли с себя столько, сколько за всю жизнь не видели! Поэтому мы запомним этот поход надолго. Ну и обо всех наших приключениях предлагаю сей рассказ.

На Красный Камень сквозь полчища клещей

День первый. Мокрая дорога, полчища клещей, усадьба Ермака, ночевка на скалах

8, 9 и 10 мая выдались в кои-то веки три выходных дня подряд, и совпало это с хорошей погодой и довольно теплыми ночами, ниже 4 градусов вроде температуру не обещали, а днем вообще 21. Поэтому мы немедленно решили покинуть сумасшедший город, и укрыться в лесах. Александр выбрал маршрут, которым давно уже хотел сходить - Красный Камень, недалеко от станции Коркодин в направлении Верхнего Уфалея.

Поездов здесь ходило мало, всего два раза в день, но это ничего. Утренний отходил в 10 часов от вокзала, но мы решили сесть в него на станции Ботаническая, добравшись туда на метро. Так мы избегали нудных процедур досмотра на вокзале. Был небольшой риск, что не будет сидячих мест, но все равно садоводы через несколько станций выйдут...

В метро за 20 минут доехали до Ботаники, там прошли с рюкзаками километр до платформы, и еще минут 20 ждали в тени под козырьком поезд. Народу было много, все с рассадой. Сидячих мест нам хватило, так что ехали с удобством. И вагон попался новый - даже по конструкции. Полки там поднимались немного по-другому (и, кажется, были короче, чем раньше), столик тоже другой формы и с углублениями для стаканов, кондиционер, два туалета - без окон, зато просторные и чистые, даже с горячей водой и туалетной бумагой! И кран нормальный, только очень маленький.

Полки были очень мягкие, и на стене позади тоже мягкая полоска, чтобы спину не давило. Но вот проход в вагон остался таким же узким, как всегда - с груженым велосипедом пройти трудновато будет, даже с рюкзаками тесно. Шел поезд тихо, ровно, внутри было прохладно. 1 час 50 минут прошло незаметно, мы иногда поглядывали в окно, но я чаще дремала. За окном зелени в лесу было намного меньше, чем в городе.

Вышли мы на станции Коркодин, проследовав через соседний вагон - в нашем двери открывать проводник не планировала, перрон короткий. В тамбуре двери между вагонами открывались автоматически, нажатием кнопки. Людей здесь выходило мало, в поселке было пустынно. Дома были разные, но все очень скромные, а часть просто пустые. Только на улице Школьная в центре мы увидели мальчишек с велосипедами у здания детского центра, рядом памятник солдатам...

Мы свернули на дорогу левее, прошли около полутора километров до речки Уфалейки, хотели рядом с ней пообедать. Дорога шла через открытые пространства, пока еще серо-желтые от сухой прошлогодней травы. Кое-где торчали молодые сосенки, вода в речке прозрачная. А переход рядом с бродом образован насыпанными глыбами мрамора (!) Когда-то был мостик, но давно. Мы достали обед, поели курицы с картошкой и огурчиком, и закусили конфетами. Теперь надо было понять, как переправляться на другой берег.

Сначала попытались пройти по осколкам мрамора, но с тяжелыми рюкзаками это оказалась опасная затея - все камни шевелились, и можно было не только упасть в реку, но и ноги переломать. Так что мы решили разуться, закатать штаны, и перейти вброд. Глубина маленькая. Пошли бодренько в воду, дно было твердое, только камушки слегка острые. Но, пройдя буквально три метра, я почувствовала, что ноги просто выворачивает от боли - вода мне показалась ледяной! И я вернулась обратно.

Постояла, пока боль прошла, и пошла другим путем - сначала по грязи, а уж потом коротким маршрутом, Александр мне там помог, подал руку, и я успела проскакать до берега. Ну, на берегу, конечно, попрыгала немного с шипением... Мы снова надели кроссовки, и отправились дальше.

Основная дорога уходила налево, там есть недостроенная плотина прямо посреди леса, и несколько уютных карьерчиков. А наша - правее в лес. Она была земляная, и грязная с самого начала. Земля была вся напитана водой после таяния снегов, и ясно, что просохнет еще не скоро. Это было для нас критично, потому что Александр не успел до похода купить новые кроссовки, и пошел в старых, у которых была трещина на подошве, так что ему надо было выбирать самые сухие участки, чтобы не замочить ноги еще в начале пути. А еще он опасался, что намокнув, обувь просто может развалиться, хоть и адидас. Вот такие пироги... Поэтому шли мы осторожно, и не особенно быстро.

Каких-то особых красот пока не было видно. Лес был больше лиственный, еще голенький, и какой-то неряшливый - много хилых деревьев, много упавших, гнилых. Зато цветет множество цветов - синяя медуница, в основном, и немного желтых и белых. Был только участок посаженного людьми ельника, с ровными пушистыми и статными елками, там мы сфотографировались. А потом дорога спустилась в низину, и начались заболоченные, мокрые участки. Я-то в приличной обуви спокойно проходила там, а вот Саше приходилось искать всякие обходы.

И сразу же оправдались мои опасения по поводу клещей - их здесь было ОЧЕНЬ много. Они непрерывно карабкались по нашим штанам, как-то попадали на руки, на футболки, и даже на шею - только успевай отдирать! В одном месте Александру показалось, что он здесь не пройдет, и он побрел искать другой путь. Искал долго, ушел далеко, промочил-таки кроссовки, нацеплял на себя кучу клещей, разодрал руку о ветку... Потом переобулся в сланцы, и по длинной дуге обошел болотину, а я прошла напрямик, по кочкам.

Дальше был кусок дороги поприличнее, а потом снова болотина. И везде нас караулили клещи. Они сидели на траве, а по большей части на кустах на высоте около метра, и у нас скоро уже не было сил и желания их аккуратно снимать травинками - мы просто хватали их пальцами, и выкидывали подальше. Местами мы обходили заболоченные участки по лесу или полю. В одном месте прямо перед нами взлетели из кустов две рыжие торпеды - рябчики. Потом видели двух очень крупных сов - светло-серых, с размахом крыльев не меньше метра. У них где-то рядом было гнездо, и они не улетали далеко. Но сделать фото все равно не удалось, совы садились в мешанину веток, перелетали с места на место.

На горках дорога становилась посуше, получше. Видели мы еще тетерева, на которого я сначала подумала, что это гусь. А уж мелких птичек - не сосчитать. Дроздов великое множество, один прямо из-под ног взлетел! Чуть ли не все ольхи и осинки были погрызены и ободраны лосями, да и помет их постоянно встречается, а также помет косуль. А еще видели странные какушки - длинные, изогнутые, будто сплетенные из травы, и другие, как маленькие гнезда из шерсти. Чье это "добро" - мы так и не поняли.

Мы поднялись на сосновую горку, и там решили сделать короткий привал, как раз часа четыре вечера, можно и по яблоку на полдник съесть, и полежать немного - плечи от рюкзаков с непривычки болели. Потом спустились с горки, видели большой разлив речки Малая Уфалейка, но дорога его обошла справа. И вот в какой-то момент Александр сказал, что наша дорога должна идти по другой стороне ручья, что течет в низине. Спустился он к ручью, посмотрел, можно ли там перейти, и крикнул мне, чтобы я к нему шла. Ручеек оказался узеньким, перешагнуть можно, дно каменистое, вода чуть мутновата, но довольно чистая. Я на всякий случай набрала бутылку.

Мы поднялись к нужной дороге, она поначалу была грязная, но потом снова вышла на горку с сосновым лесом, и стало лучше, даже клещей поменьше. Местами под ольшаником были толстым слоем насыпаны ольховые мягкие сережки. Довольно долго мы шли без особых "затыков", потом в 16.50 снова прилегли на расстеленные куртки отдохнуть. К этому времени мы прошли около 10 км, а всего надо было одолеть 16 с половиной. Солнца на небе уже не было, и это было хорошо, и так идти душно, а так еще жарче было бы. И еще у нас уставали ноги, потому что дорога была чересчур мягкой от прошлогодних листьев и влажной земли, все это проминалось, и ноги проваливались.

Потом мы еще долго топали, и дорога нас уже прилично вымотала - плечи ныли, ноги уже тоже просили пощады. А еще Александр не слишком часто поглядывал в свой навигатор, и прозевал нужный поворот налево. Когда обнаружил промашку, надо было возвращаться примерно полкилометра. На предложение пойти сразу через лес, чтобы срезать, я вежливо, но твердо отказала - сколько там клещей, наверное, не сосчитать никому. Так что пошли обратно по дороге, с трудом нашли старую тропу, местами пропадающую совсем. Вот она нам и была нужна, вела к "избе Ермака".

Чтобы не потерять путь, надо было обладать способностями индейского следопыта... Кстати, мы порадовались, что пока нет травы, потому что если прийти сюда летом - колею эту ни за что не найти. Я-то вообще не понимала, зачем нам туда идти, но зная страсть Александра к лесным избам, возражать не стала... Колея долго петляла по склонам горы, потом спустилась к тонкому ручейку, и мы его перешли.

Дальше были снова петли по березовому лесу, и еще один ручей, побольше, с довольно чистой водой. До избы было уже недалеко. Я спросила, последний ли это ручей у нас на пути? Получив положительный ответ, я слила воду из своей маленькой бутылки в большую, и налила в маленькую воды из ручья, чтобы хоть немного увеличить наши запасы.

Тем временем ноги мои начали протестовать, их то сводило, то в них стреляло, то ступню надавило... А еще от духоты и нагрузки заболела голова. Да к тому же я вспомнила, что сегодня вообще ничего не пила, кроме чашки чая на завтрак, наверное, и обезвоживание давало о себе знать. Но я помалкивала, тихонько мечтая о привале. И еще говорила себе, что больше в сторону Полевского в пеший поход, да еще весной, ни за что не пойду. Леса здесь мне не нравятся, я люблю больше сухие сосновые боры, а уж про клещей вообще молчу! Совершенно не дают расслабиться, только и думаешь, чтобы не тяпнули, осматриваешься каждую минуту и сшибаешь щелбанами.

Александр думал думы о новом рюкзаке - то ли брать, то ли не брать. И усталость ему нашептывала, что не стоит тратить большие деньги, чтобы потом так мучиться - лучше уж ездить на велосипеде, чем таскаться пешком. Дорога была бесконечной и какой-то однообразной и безрадостной, хотя вроде и цветочки кругом... Было чувство, что мы идем все медленнее. Но вот в 6.20 вечера мы добрались до "Усадьбы Ермака" - за деревьями замаячили деревянные строения.

Усадьба Ермака стояла на вырубленной поляне метров 30 в диаметре, на берегу ручья, где было устроено место, чтобы набирать воду. Если смотреть с дороги, справа туалет, слева - поленница, дальше против часовой стрелки основная изба, баня, и левее бани летний домик или кухня, а может, для гостей. И еще сарай, единственный закрытый на потайной замок, где более ценные вещи хранят, может, генератор...

Еще там были летняя кухня со столом и скамейками под навесом, тут же мангал, на столе оставлены растительное масло в бутылке, миски, тарелки... Вообще впечатление, что только вчера здесь были люди - в ямке лежат свежие луковые очистки. К одному дереву прибит писсуар, и рядом стоит старое драное кресло. Бардак везде небольшой. Видно, что весь хлам, какой нашел, хозяин привез сюда.

Дом был открыт, и внутри мы обнаружили две двухэтажные кровати и диван, стол со скатертью, целую упаковку модной газировки "Морс". На стене висел огнетушитель, рукомойник. За баней стоял большой деревянный крест. И, кстати, здесь с меня сняли целых семь (!) клещей. Откуда они брались - не знаю. Вроде и высокой травы нет, и кустов... Как тут отдыхать-то? В завалинке одной из построек был муравейник, и его недавно полили керосином, видно, вывести насекомых хотели. Красоты особой не было, порядка тоже.

Мы сфотографировались с деревенской косой, заглянули в дом и баню, и минут через двадцать пошли дальше, к Красному Камню, до которого осталось три километра. Дорога шла как-то вокруг горы, а не напрямую. И мне показалось, что там все пять километров, так я уже устала. Да еще и в горку идти! По пути видели "офис" - это хозяин избы соорудил в лесу инсталляцию - к наклонному стволу дерева тоже прибит писсуар, рядом стол, кресло, на столе монитор, печатная машинка, телефонный аппарат, рядом прислонены напольные часы... Выглядит диковато, конечно. Потом еще видели кормушку для лосей или косуль - такое корыто на высокой подставке под навесом, куда насыпают то ли овес, то ли соль.

Мы уже метры считали до Красного Камня. В одном месте стояла табличка, что до него 250 метров, но в реальности оказалось 400. Не знаю, как Саша, а я уже шла просто на одной силе воли, и тихо ненавидела окрестные леса. Александр сказал, что в интернете написано, что скалы "появляются неожиданно", и так и вышло. Они как-то незаметно маячили за большой поляной справа от дороги.

И самое первое, что бросилось нам в глаза - на камне сидел мужик, рядом стоял квадроцикл. Ну, вот и приехали! Столько топать, чтобы в глухих местах застать квадроциклиста, а он еще, поди, и ночевать останется... Подошла я поближе к скалам - и они меня совсем не впечатлили, не стоят они таких усилий, что мы приложили, чтобы сюда добраться. Видали мы и покруче, и повыше, и поэффектнее гораздо.

Мы поставили рюкзаки, Александр попросил меня достать ужин, а сам пошел искать, где будем ставить палатку. Смотрю - залез на скалы, спугнул там хищную птицу, потом обошел скалы кругом. Довольно долго бродил. Я в это время решила сначала просто посидеть, дать отдых спине и ногам. Потом достала еду - жареную колбасу, хлеб и помидоры. Скоро уже и Александр подошел, и мы стали ужинать. В это время послышался треск моторов, и на поляну приехали еще два квадроцикла.

На обоих агрегатах сидели мужчина и женщина, причем один, крупный такой экземпляр, матерился вовсю, да громко так! Вот, думаю, счастье-то привалило... Если они сядут здесь бухать до ночи - я просто рехнусь, потому что уйти никуда уже не могу, устала. Но на мою удачу они просто немного потусовались на поляне, поболтали с Александром о местных дорогах, а потом собрались и уехали в сторону Камня Мшистый. Мы остались одни, доели ужин, и Саша решил еще раз забраться на скалы. Дело в том, что хорошего места под палатку внизу он не нашел, и хотел прикинуть, может, наверху поставить? Там сосны растут, значит, земля есть, может, и место ровное найдется. Было уже 8 часов вечера, так что надо было уже ставить лагерь.

Вернулся он не просто так, а с сувениром - нашел что-то вроде пухового заячьего хвостика. Ну, и заодно принес на себе еще пару клещей. И, кроме того, нашел место для палатки. Объявил, что хочет добавить в наше путешествие немного экстрима и романтики... Я сразу подумала, что потащит на скалу. Подумав, что внизу все равно сыро, мрачно, и клещей тьма, я согласилась. Вот только забираться туда с рюкзаками оказалось совсем непросто - узкие места, под ногами качаются камни, земля иногда едет... Но скалолазанием заниматься не пришлось, забрались наверх относительно спокойно.

Там оказалось, что на единственном ровном месте под палатку кто-то жег костер, и я принялась палкой скидывать вниз угли и пепел. А потом еще попросила Сашу нарезать немного лапника, чтобы застелить это место - не хотелось пачкать дно палатки. Пространства на скале было достаточно, росли несколько сосен, и рядом высилась каменная вершина. Поставили палатку, и Александр поторопил меня с осмотром на клещей, а то солнце обещало скоро сесть, и в сумерках можно не заметить паразита. На одежде обнаружили двух клещей, избавились от них. Проверенную одежку забросили в палатку, и я даже волосы расчесывала снаружи - вдруг оттуда тоже вытряхнется кровопийца?

Саша мне посоветовал подняться на вершину, посмотреть вокруг. Хоть и прохладно уже было, ну да ничего, я же ненадолго! С верхушки было видно далеко, лесные просторы, и даже какие-то небольшие озерца вдали. Под скалой - поляна в окружении высоких елей и светлых берез. И тут с крайней скалы справа взлетела хищная птица, и стала кружить и кричать - видно, у нее там гнездо, и она ругала меня последними словами. От греха подальше пришлось поскорее спуститься вниз. Я забралась в палатку, а Саша еще стал мыть ноги водой из бутылки, что я набирала на ручье. Да еще опять забрался на вершину, снова напугав птицу.

Потом в палатке еще протерлись влажными салфетками, выпили чаю с печеньем, и легли спать. На улице все еще было довольно светло, и становилось прохладнее. Перед сном я замотала пуховым шарфом поясницу - а то еще промерзнет ночью. Уснули довольно быстро. Не сказать, чтобы замерзли, но прохладненько было, пришлось с головой в спальник залезать. Александру спалось плохо - все тело ныло после дневного перехода. Зато никакого холода он не чувствовал, спальник у него теплый. Да и я тоже теплый взяла, по его совету.

Продолжение рассказа На Красный Камень сквозь полчища клещей

Как добраться до скал Красный Камень

Как Вы поняли из рассказа, путь туда не простой, да еще ежели весной, то стада клещей очень обрадуются Вашему появлению. Кстати, возможно Вам будет полезна статья Как защититься от клещей...

Для начала нужно доехать до станции Коркодин, время в пути около двух часов, если из Екатеринбурга. Электричка на Уфалей. Выход из поселка по улице Школьная, сначала налево, потом, после брода с мрамором - направо. В рассказе все написано подробнее.

По прямой до скал 9 км. Но там протекает речка Малая Уфалейка, и вокруг есть несколько болотин, поэтому лучше идти по дороге, которая идет дугой, как бы против часовой стрелки. По ней до скал 15 км. По пути можно заглянуть в избушку, и посмотреть всякие диковинные для леса предметы.

От Красного Камня до Мшистого около двух километров, на карте я его отметил овалом. Ежели боитесь заблудиться, я могу прислать Вам GPS-трек. Если Вы сможете обратно пройти более короткой дорогой, через гору Лиственная, напишите, что там за дорога, есть ли топкие места, ручьи...

Ну а на велосипеде можно ехать из поселка Кладовка по нормальной дороге, которая идет вдоль так называемого водовода, и от одной из насосной станции попробовать дойти до скал Красный Камень. По прямой там три кило, но в лесу прямых дорог не бывает, да еще там речки текут, могут тоже болотины быть в низинах...